Новости

Танец под Джексона, менталитет Уртадо и бесстрашная Бузова: интервью судьи чемпионата ХМАО-Югры Дмитрия Ионова


13 мая поселок городского типа Пойковский встретит внушительную статусную спортивную делегацию — судей чемпионата и первенства ХМАО-Югры по акробатическому рок-н-роллу из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Тулы, Челябинска и Югры. В рядах арбитров есть не просто квалифицированные специалисты, но и звёзды мирового уровня, легенды российского спорта. Представляем одного из них — Дмитрия Александровича Ионова — многократного чемпиона мира и Европы, Заслуженного тренера России, Заслуженного мастера спорта России, президента Федерации акробатического рок-н-ролла Москвы. А поможет нам не только краткая биографическая справка, но и интервью, данное Дмитрием Александровичем журналисту медиа-холдинга «Матч-ТВ».


  • Источник: matchtv.ru
  • Дата: 11 апреля 2021 года
  • Журналист: Марина Чернышова-Мельник

Ионов Дмитрий Александрович

— Президент РСОО «ФАРР Москвы» (с 16 мая 2021 года)
— Заслуженный мастер спорта России
— Заслуженный тренер России
— Тренер сборной России по акробатическому рок-н-роллу
— Тренер сборной России по фигурному катанию на коньках
— Многократный чемпион мира и Европы
— Член Президиума ВФТСАРР
— Воспитал пятикратных чемпионов мира О. Сбитневу и И. Юдина
— Родился 13 августа 1983 в Москве
— В 2006 году окончил МАИ, обучался в аспирантуре
— Кандидат технических наук (2010)
— В бытность спортсменом выступал за клуб «Спартак», в котором в 2012 году стал тренером
— С 2012 года работает с российскими и иностранными фигуристами
— За сборную России выступал до 2015 года


Многократный чемпион мира Дмитрий Ионов — о своих учениках:

Акробатический рок-н-ролл — это быстрые динамичные ритмы, сложная хореография и умопомрачительные элементы. В фигурном катании это направление живет благодаря Дмитрию Ионову — тренеру в группе Александра Жулина, который уже несколько лет играет важную роль в создании поддержек для фигуристов — и сольных, и комбинированных со всеми переходами.

В личном зачете Ионов выигрывал Кубок мира, в групповом — семь раз становился чемпионом мира. Его ученики — Ольга Сбитнева и Иван Юдин — являются самыми титулованными танцорами рок-н-ролла (пятикратные чемпионы мира).


Читайте в интервью:

  • Как в группе Жулина придумывают поддержки на основе музыки и ощущений
  • О лучшем элементе победного танца Синициной и Кацалапова
  • Как сестра Екатерины Бобровой привлекла акробатический рок-н-ролл в фигурное катание
  • Почему Ольга Бузова в душе спортсменка и побеждает вау-эффектами
  • Что роднит парное катание и акробатический рок-н-ролл

«ПАПАДАКИС И СИЗЕРОН ЧАСТО ДЕЛАЮТ ПРОСТЫЕ ПОДДЕРЖКИ НА БОЛЬШОЙ СКОРОСТИ И ПОЛУЧАЮТ ВЫСОКИЕ ГОЕ ЗА КАЧЕСТВО. ЭТО САМА СУЩНОСТЬ ТАНЦЕВ НА ЛЬДУ»


Помню слова Александра Жулина несколько лет назад, что в танцах уже придуманы все возможные поддержки. Благодаря вам открылось второе дыхание в этом творческом тупике?

— У всех фигуристов, с которыми я работаю, есть желание удивлять и внедрять новое. Это прекрасно. Хотя не могу сказать, что все поддержки, которые я ставлю, взяты из акробатического рок-н-ролла. Я придумываю скелет элемента, затем коллеги добавляют позы и заходы в соответствии с правилами фигурного катания. Мы вместе обсуждаем каждое движение, и именно коллективный разум порождает новые поддержки. Мне повезло, что коллеги с уважением воспринимают мои идеи, а ученики не боятся пробовать сложные акробатические элементы.


Опишите творческий процесс создания поддержек в вашей группе

Технологии освоения новых элементов похожи в разных видах спорта. Если знаешь базу и спортсмены владеют координацией, можно научить их практически всему. Идеи я черпаю прежде всего из рок-н-ролла, который максимально освоил за годы работы, а также из музыки. Мы всей командой слушаем музыку к будущей программе и понимаем, какого плана нужна поддержка в эту самую секунду: по дуге, по прямой, вращательная или комбинированная. Дальше начинаем придумывать, анализировать, подходит ли здесь такой-то элемент, надо ли отсекать лишнее и выводить правильное.

Помните, как Никита Кацалапов закрыл глаза на недавнем чемпионате мира, ожидая оценки за произвольный танец? Так и мы их закрываем, пропускаем музыку через себя, и в голове начинает что-то вырисовываться. Это творческий процесс, который длится долго, методом проб и ошибок. Поэтому-то мы и начинаем ставить каждую поддержку задолго до старта сезона.


Вы ведь закладываете смыслы и символику в поддержки?

Конечно! В танце все должно быть максимально привязано к искусству и ощущениям, каждое движение — «дышать» и отражать тему. Бывают простые поддержки, но настолько они музыкальные, пластичные, трогательные и смотрятся естественно! Яркий пример — Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон, которые часто делают простые поддержки, но на большой скорости. В итоге они получают высокие ГОЕ за качество. Это сама сущность танцев на льду.


Какие ваши любимые поддержки собственного производства в этом сезоне?

Высокая поддержка Вики Синициной и Никиты Кацалапова в середине произвольного танца. После мощного по взрыву кругового движения в заходе Вика словно взлетает вверх и парит на одной ноге. Я люблю этот элемент еще с прошлого года, только в уходящем сезоне Никита едет на двух ногах: новые правила позволили исключить отрыв одной ноги.

Еще есть замечательная поддержка в кораблике у нашего юниорского дуэта Елизаветы Шичиной и Гордея Хубулова. Она трудная, ибо в процессе фигуристы выполняют много движений, сложных по координации. Причем это один из последних элементов произвольного танца, когда силы на исходе.


Вы работаете с учениками в зале или еще и на льду?

Основное мы придумываем в зале — когда идет набор поддержек к новым программам, поиск разных связок и комбинаций. А как подходит время турниров — все переносим на лед и проводим там основное время. Каждый фигурист, которого я обучал ремеслу, делился частичкой своего вида спорта. И в какой-то момент я захотел сам встать на коньки. В итоге меня научили, и сейчас я уже уверенно катаюсь, легко исполняю кораблик, твизлы, беговые и другие элементы. Могу страховать в процессе изучения поддержек и сам показать вращательные поддержки с маленькой девочкой. В общем, чувствую себя на льду раскованно, и так намного удобнее работать. Многие идеи я показываю сразу на катке.


Как часто проходят ваши занятия?

Я включен в процесс наравне со всеми тренерами: ежедневно прихожу на каток и работаю с каждым дуэтом из группы. Сейчас даже возникла необходимость в дополнительном тренере по поддержкам, и я взял в помощники своего ученика — акробата Максима Чеботарева.


«ИНОГДА МНЕ ДАЖЕ ПРИХОДИТСЯ САМОМУ ЗАКАНЧИВАТЬ ТРЕНИРОВКУ СИНИЦИНОЙ И КАЦАЛАПОВА, ПОТОМУ ЧТО РЕБЯТ БЫЛО НЕ ОСТАНОВИТЬ»


Как и когда началась ваша работа в группе Александра Жулина?

Начну с того, что первопроходцем из акробатического рок-н-ролла в мире фигурного катания стал мой брат-близнец Денис. Тринадцать лет назад, когда Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев переходили из юниоров во взрослые, им нужна была помощь с креативными поддержками. Старшая сестра Кати — Светлана — занималась нашим видом спорта. Она решила помочь ребятам и по совету тренера из своего клуба привлекла Дениса. Так брат оказался в группе Светланы Алексеевой, где работает по сей день.

Я же встретился с Катей и Димой уже в команде Александра, к которому фигуристы перешли за два года до Олимпиады в Сочи. Причем сначала мне позвонила Ксения Монько (бывшая фигуристка в группе Жулина, чемпионка мира среди юниоров в паре с Кириллом Халявиным. — «Матч ТВ»), пригласила дать мастер-класс. На катке я познакомился с Жулиным и всей командой, так и остался.


Расскажите о главных звездах вашей группы на сегодняшний день — Виктории Синициной и Никите Кацалапове. Каковы они в работе?

Они очень способные в плане работы тела. Все делают с горящими глазами, предлагают массу идей. Иногда мне даже приходится самому заканчивать тренировку, потому что ребят не остановить. Я понимаю, что они уже много сделали за сегодня, скоро еще ледовая тренировка и телу надо дать отдохнуть. Никогда не забуду, как боялся перезагрузить Вику и Никиту на наших первых встречах. Спрашивал — не устали ли? А Никита отвечал, что ему безумно интересно и он хочет еще заниматься.


Как вы придумывали движения и поддержки для танца под Майкла Джексона в уходящем сезоне? Все-таки у него был уникальный стиль.

Идеи приходили от музыки, как обычно. Мне особенно запомнилась классная вращательная поддержка на плече в конце танца. Увы, из-за проблем со здоровьем ее не получилось до конца освоить. Ведь обычно мы каждую поддержку оттачиваем до уровня навыка: изучаем все движения, контролируем и пропускаем через себя. Тело начинает хорошо чувствовать технику, и ты уже все выполняешь на интуитивном взлете. Вике с Никитой просто не хватило времени и сил на весь цикл освоения, поэтому они не смогли идеально исполнить коронный элемент танца под Джексона. Хотя максимально за него боролись.


На чемпионате мира вы выводили на лед Сару Уртадо и Кирилла Халявина. Как охарактеризуете русско-испанский дуэт?

Они уже взрослые, опытные спортсмены, со своим стилем и карьерными целями. Сарочка очень веселая и общительная. Я бы обозначил ее менталитет как «счастье все время». И это не наигранное, а естественное состояние человека. Она рада быть в группе, счастлива, что выступает и имеет возможность прославлять свою родину.


Расскажите о стиле Александры Назаровой и Максима Никитина, выступающих за Украину.

Волшебные люди в плане креатива и сложности! Они давно в нашей группе, стараются исполнить каждый элемент максимально необычно — и по заходам, и по сменам позиций. Максиму особенно хорошо удаются нижние поддержки. У ребят порой столько идей, что их страшно реализовывать. Хочется, чтобы этим фигуристам ставили повыше ГОЕ — за сложность элементов.


Дмитрию Соловьеву вы помогали не только в спорте, но и в творчестве с Ольгой Бузовой. Какое впечатление на вас произвела Ольга — одна из самых обсуждаемых участниц шоу «Ледниковый период»?

Помню, было страшно идти на первую тренировку: я волновался, как все получится. Оля оказалась приятнейшим человеком, ко всем моим задумкам отнеслась с интересом и бесстрашно пробовала. Меня покорило, насколько она активно включалась в процесс создания образа. Я бы уподобил Ольгу спортсменам: когда человек сильно чего-то хочет, он в душе является спортсменом.

Конечно, в «Ледниковом периоде» требования не такие жесткие. Но люди там иногда делают вещи посложнее, чем в профессиональном спорте, — именно на вау-эффект, который здесь ценнее. Я присоединился к творческому процессу Оли и Димы примерно в середине проекта. Консультировал ребят по поддержкам, но больше старался психологически поддержать своего ученика — мы с Димой продолжаем прекрасно общаться после завершения его карьеры.


Как поддержки из акробатического рок-н-ролла могут обогатить парное катание?

Эти два вида спорта очень близки по биометрическим параметрам. Ведь у парников мальчик иногда значительно выше девочки, как и в моем рок-н-ролле. Это способствует большой оригинальности и сложности поддержек. Несколько лет назад я работал с учениками Юры Ларионова (призер чемпионата Европы в паре с Верой Базаровой. — «Матч ТВ»): учил их базовым вращательным и сальтовым поддержкам (когда девочку скидывают с плеч). Изначально меня пригласили на занятия для общего развития фигуристов. Хотели продолжить более основательно, но не вышло из-за занятости. Думаю, скоро парники начнут насыщать контент репертуаром из акробатического рок-н-ролла.

Leave a Comment

Your email address will not be published.

You may also like

Наверх